Заводы по сжижению и регазификации


Сжиженный природный газ
(СПГ, англ. LNG — liquefied natural gas) — природный газ, искусственно сжиженный, путём охлаждения до −160 C, для облегчения хранения и транспортировки, представляет собой бесцветную жидкость без запаха и цвета, плотность которой в два раза меньше плотности воды. Не токсичен. Температура кипения −158…−163 C. Современный СПГ состоит на 95% из метана, в остальные 5% входят этан, пропан, бутан, азот. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.

Индустрия СПГ подразумевает не только наличия танкеров по перевозке сжиженного природного газа, но и наличие терминалов по сжижению и регазификации.

Заводы по производству СПГ это крупные и сложные технологические объекты. Они включают три основных участка: участок очистки сырьевого газа, участок его сжижения и участок погрузки на суда. Как правило, на заводах по производству СПГ имеется несколько технологических линий для сжижения природного газа. Это позволяет осуществлять запланированное расширение завода и безостановочную работу установки при плановых ремонтах и замене технологического оборудования одной из линий. Уже сжиженный природный газ одной или нескольких линий отправляется в близлежащие теплоизолированные резервуары-хранилища, где СПГ храниться до прибытия танкера для загрузки и транспортировки на удаленные разгрузочные (регазификационные) терминалы.

На сегодняшний день в России действует один завод по производству СПГ – проект «Сахалин-2» на острове Сахалин. Акционеры оператора проекта - компании Sakhalin Energy – ОАО «Газпром» (50%), Royal Dutch Shell (27,5%), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Еще четыре проекта по производству СПГ: Ямал СПГ, Владивосток СПГ, Печора СПГ, СПГ проект Роснефти - планируется реализовать в ближайшем будущем.

Регазификационные терминалы предназначены для разгрузки морских судов СПГ с последующим его хранением в теплоизолированных резервуарах до регазификации и подачи в местную систему транспортировки (Рис. 1).

Рис. 1. Схема устройства разгрузочного терминала.

Размеры капитальных вложений на строительство регазификационных установок незначительны, по с равнению с капитальными затратами для сжижения и хранения. Эксплуатационные затраты так же не велики. Количество разгрузочных терминалов примерно в 3,5 раза превышает количество заводов по производству СПГ, и на сегодняшний день насчитывает около 80 по всему миру за исключением Антарктиды. Около 50% из них находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а 25% в Западной Европе. Одним словом регазификационные терминалы можно строить в любом месте, где это необходимо и есть выход к морю, исключая прокладку дорогостоящих многокилометровых подводных газопроводов.