Перспективы развития


Значительные запасы природного газа находятся в удаленных районах, где нет местного рынка и откуда его транспортировка по трубопроводам может оказаться нерентабельной. Все чаще этот газ сжижается и отправляется на приемные терминалы по всему миру. Существует только один экономически целесообразный способ транспортировки природного газа на значительные расстояния - перевозка природного газа в сжиженном состоянии (LNG- liquefied natural gas). Сжиженный природный газ становится одним из главных экологически чистых энергоносителей. Помимо низких уровней выбросов, загрязняющих при сгорании газа, образуется намного меньше парниковых газов – выбросы углекислого газа на 40 и 80 процентов ниже, чем для нефти и угля соответственно.

От 60 до 70% мировых запасов газа находится на территории 6 стран, причем более половины этого объема в Иране и России. С другой стороны, почти 50 % газа потребляется в США и Евросоюзе. Потребление газа в электроэнергетике за последние 25 лет выросло ввиду создания эффективных газовых турбин и осознания экологического преимущества, связанных с использованием природного газа. Рост экономики Индии и Китая, а так же авария на АЭС Фокусима в Японии способствовали и способствуют увеличению спроса на природный газ и в этих странах. Большие расстояния между местами потребления и нахождения запасов газа, дополняется тем фактором что приблизительно 60% запасов являются трудноизвлекаемыми. К крупнейшим месторождениям природного газа России приурочены месторождения полуострова Ямал, находящиеся за полярным кругом, Штокманское месторождение Мурманской области, месторождения западной Сибири и дальнего Востока. Это делает привлекательным строительство терминалов по сжижению газа на прибрежных районах северных широт и использование газовозов LNG для транспортировки газа конечному потребителю.

Рис. 1. Схематическая схема запасов и потребления природного газа в мире.

Развитие и использование северного морского (СМП) пути позволит сократить стоимость транспортировки сжиженного природного газа танкерами ледового класса и выглядит более конкурентно привлекательным, чем использование традиционного трубопроводного транспорта перекачки газа. СМП это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840морских миль, а Северным морским путём - только 5770 морских миль.


Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платеж за проход судна (в отличие от Суэцкого канала); правда, платится ледокольный сбор;
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.
  • отсутствует ограничение на размер судов (Суэцкий канал не способен принимать корабли с осадкой более 20,1 метров)


Использование флота менее металлоемкий и более мобильный процесс. Отсутствует необходимость содержать и обслуживать многочисленные компрессорные станции (КС), трубопроводы и вспомогательные сооружения, проводить их капитальные ремонты, которые подчастую являются очень дорогостоящими и долговременными. Протяженность газопроводов России составляет более 171 тыс. км. Ко всему этому танкер газовоз может доставить СПГ в любой порт мира имеющий терминал для регазификации сжиженного природного газа.

СПГ-индустрия имеет почти полувековую историю. На сегодняшний день на поставки СПГ приходится 30% мировой торговли газом, его экспортом занимается 18 стран мира, мощности по регазификации имеются в 26 странах. Причем только за последние 7 лет число стран-экспортеров СПГ увеличилось на 40%, а импортеров на 70%. Любопытно, что 26-ой страной, обладающей мощностями по регазификации СПГ, в 2013 году стала Индонезия – традиционный экспортер газа. Стоит отметить, что эта общая тенденция последних лет, что приемными терминалами обзаводятся страны, исторически являющиеся экспортерами СПГ. Объем мировой торговли газом за последние 10 лет вырос примерно на 30% (рисунок 2), при этом объем трубопроводных поставок увеличился на 45%, а СПГ торговли- на 110%.

 

Рис. 2. Объем мировой торговли газом

Россия занимает первое место по экспорту трубопроводного газа, но далеко не лидирующие позиции по экспорту сжиженного природного газа водным транспортом. Для успешной реализации крупномасштабных проектов по разработке газовых месторождений, где строительство трубопроводов для перекачки газа затруднено или нерентабельно, а так же для наращивания доли рынка СПГ, нашей стране просто необходим танкерный флот по перевозке сжиженного природного газа.

Только в этом случае Россия станет абсолютным лидером по экспорту природного газа во всем мире.